Рождество Христово

Никто не знает точной или хотя бы приблизительной даты рождения реально существовавшего человека Иисуса из Назарета. Мало того, христианская церковь в течение трехсот лет с начала своего основания подобной даты не праздновала. И только в IV в. появился праздник святых богоявлений. Причем толчком к его появлению стало указание императора, в котором рассказывалась история рождения Иисуса, а также явление в нем Самого Бога время ритуала омовения в реке Иордан.

Непосредственная дата праздника — 25 декабря — была выбрана совсем другим причинам. Верующие всего мира в этот день праздновали рождение кого-либо бога. Так, например, у египтян это был бог Осирис, у персов — Митра, у греков — бог Серапис, у римлян — Аттис, у славян — Коляда. Хотя культы и были сходные, однако последователь Осириса никак не мог признать существование другого бога, а император, как наместник Митры на земле не мог быть признанным последователем других культов в подобном качестве. И тогда было решено объединить столь родственные праздники в едином культе нового, универсального для всей империи бога.

Естественно, что подобное объединение играло в первую очередь политическую роль: подчинить все население одному богу и вынудить его к присяге верность императору — наместнику единого для всех народностей империи бога на земле. Выбор же даты 25 декабря в качестве нового праздника и двоякую цель. Во-первых, народ уже привык к определенному праздничному дню, а во-вторых, постепенно новый всеобщий праздник должен был вытеснить праздники национальных богов.
Стоит заметить, что если последняя задача выполнена довольно-таки успешно, то ожидаемой политической выгоды это не принесло: со временем империя всё равно распалась. А в конце IV в. христианский император, проживавший в Константинополе, решил с подобной же целью объединения и затирания других культов позаимствовать праздник святой воды у римских подданных, которые отмечали его в январе. Суть праздника, как и в наши дни, состояла в том, что, совершая купания и омовения, люди избавлялись от грехов. С тех вор и появились в христианском календаре два зимних праздника, посвященные культу единого бога, — Рождество Христово, отмечаемое в день 25 декабря, и Крещение Христово — 6 января.

Интересным историческим фактом является то, что само слово «крещение» сеть только в славянском переводе Библии, а в греческом оригинале Нового Завета значится слово «баптизо», что в переводе означает «полное погружение», что в свою очередь соответствует арабскому слову «гусль» — полное омовение, взятому из законов Моисея, действовавших в то время на территории Израиля. И именно таким образом данное слово переведено и на многие европейские языки. Соответственно слово «крест», а в греческом варианте — «ставрос», никоим образом не соотносится со словом «баптизо».

А вот в Древнем Риме данный обычай не прижился. Там в этот день вместо традиционного обливания водой просто было принято прославлять трех языческих волхвов, которые согласно Евангелиям безошибочно установили место и время рождения младенца Иисуса.

Смысл праздника, по мнению церковных толкователей, довольно четко сформулирован в его полном официальном названии, которое можно найти в любой книге православной церкви: «Рождество еже по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». По мнению последователей христианства, в основном православных и католиков, в этот день родился «богочеловек», то есть «бог, принявший на себя от девы реальную человеческую плоть» и ставший человеком во всем, кроме греха. Иными словами, он ел и пил, испытывал телесные страдания и радости и т. п. Для третьей ветви христианства — протестантской церкви — не все так однозначно, однако они также считают Иисуса сыном Божьим. Есть и такие течения, в основном в Западной Европе, которые стремятся оставаться в рамках Нового Завета. Их толкование словосочетания «сын Божий» разнится с библейским смыслом. Таким образом, если в иудейской традиции «сын Божий» трактуется либо как ангел, либо как человек, всецело послушный Богу, как и положено сыну, то для принявших христианство без Моисеева закона «сын Божий» — единственный «спаситель» рода человеческого, без жертвы которого Бог не в состоят прощать грехи рабам Своим. Иными словами, «сын Божий» для них — не символ или метафора, а реальный сын Бога.

Говоря об обряде крещения, нужно иметь в виду иудейский обряд полного омовения.

Легенда появления празднования Рождества Христова

Само же слово «Рождество» произошло от староанглийского Cristes maes в соответствии с современным английским выражением «Mass of Christ», в переводе означает «Месса Христа». К слову, современные англичане пошл еще дальше и вместо слова « Christmas» — «Рождество» нередко употребляют аббревиатуру «Xmas». Следует отметить, что к 1100 г. праздник Рождества стал во многих европейских странах чуть ли не самым главным религиозным праздником, а св. Николай — главным волшебником, приносящим детям подарки. Хотя позднее, в XVI в., во времена религиозной реформации, когда возникает новое направление в христианстве — протестантизм, лавры Рождества несколько потускнели, так как приверженцы нового учения причислили его языческим праздникам, считая рождественские обряды нерелигиозными, нашло свое отражение в том, что в XVII в. в Англии и некоторых английских колониях празднования Рождества были на время приостановлены. Кроме го, как известно, существует и несоответствие дат празднования различными ветвями христианской религии. Так, православные отмечают Рождество 7 января, а католики — 25 декабря. Эта неразбериха исторически сложилась в период, когда был введен григорианский календарь, на который перешла вся Европа, а православная церковь продолжает и по сию пору использовать юлианский календарь.

Итак, какова же легенда появления празднования Рождества Христова. В соответствии с Ветхим Заветом младенец Христос родился в городе Вифлеем в 5508 г. от сотворения мира. Известно, что, когда Деве Марии исполнилось 16 лет, ее обручили с неким добрым старцем Иосифом, который любил ее и заботился о ней. Незадолго до Рождества Иисуса Христа всему населению страны, в которой жили Иосиф и Мария, римским императором было приказа в обязательном порядке записаться в своем городе. И тогда Иосиф и Мария направились в далекий город Вифлеем. А поскольку идти пришлось долго, они добрались туда лишь ночью. Естественно, что все комнаты постоялого двора были уже заняты приезжими, поэтому внутрь их не пустили, тогда они вынуждено решили переночевать в пещере, в которую пастухи загоняли свои стада .
Как известно, в ту же ночь Мария родила сына, которого обещал ей Бог, ведь она знала, кого ей предстоит произвести на свет. Мария спеленала новорожденного Иисуса, а так как у нее не было под рукой колыбели, она положила его в ясли овец, заняв место рядом с ними, любуясь своим милым малышом. Первыми, конечно же, прознали о его рождении пастухи, и, приняв эту новость всем сердцем, отправились поклониться божественному младенцу. В то же время волхвы — восточные мудрецы, — также поверившие во Христа, отправились к месту его рождения, преодолевая согласно легенде всевозможные препятствия. Но царь Ирод, желавший смерти младенцу Иисусу, и понявший, что найти сына Божьего не удастся, повелел убить в окрестностях Вифлеема всех мальчиков в возрасте до двух лет, рассчитывая тем самым, что нужный ему младенец попадет в их число и в будущем не будет претендовать на царский престол. Исторические факты свидетельствуют, что в тот год было загублено 14 тысяч младенцев, которых впоследствии признали первыми мучениками за Христа.

Таким образом, с одной стороны, Рождество Христово почитается во всем мире как один из самых прекрасных и торжественных христианских праздников, отмечаемых неизменно с особым благоговением.
В этот день повсеместно красуются празднично наряженные елки, которые символизируют собой евангельское древо, зажигаются свечи, являющиеся напоминаем о свечах, горевших при рождении младенца Иисуса в Вифлеемском хлеву. Православных странах продолжают петь колядки и колядовать.

С другой стороны, рождественский праздник уже давно из чисто религиозного торжества превратился в тихий, домашний, когда за праздничным столом собираются исключительно члены семьи да самые близкие друзья. Сегодня этот праздник во многих странах воспринимается как день примирения, миролюбия и доброты.

Народные приметы и поверья

Праздничный стол к празднику Рождества Христова предполагает щедрое угощение с обязательным присутствием на нем рождественского гуся. Но за стол садятся только после ночной службы в церкви, которая бывала утомительной.

По старинному народному поверью, накануне Рождества в самую полночь отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю сын Божий. Пресветлый рай в это время открывается взорам праведных людей. И, если кто о чем-нибудь помолится, все исполнится, сбудется

Bookmark the permalink.