Вера и обрядность шиитов и суннитов

Шиизм, так же, как и суннизм, возник как религиозно-политическое течение в борьбе за власть между феодальными кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммедом. Истоки этой борьбы восходят ко времени соперничества двух родов племени курайи. Один из них — Хашим, к которому принадлежал сам пророк, другой — Умайа (Омейя) — впоследствии дал начало династии Омейядов, обосновавшейся в Дамаске (Сирия) и правившей халифатом с 661 по 750 г. В борьбе за право наследовать Мухаммеду переплелись политические интересы феодальных группировок с родовыми амбициями семейств из племени курайя.

Лишь в самом начале ХП в. шиизм бы провозглашен государственной религией в державе, в которую входили Иран и Азербайджан. В этих странах суннизм и шиизм успешно сосуществуют.

Основные положения исламских догматов почти не подвергались изменениям, но ряд положений, особенно связанных с представлением о законной власти, юриспруденции, получил иное толкование по сравнению с суннизмом.

Шииты не признают сам термин «халиф», или точнее «халифату расулиль— ллахи», то есть «преемник, заместитель, посланник Аллаха». Отвергают они и другое обозначение главы государства: «амир ульмуминин» — «повелитель верующих», применительно к халифам.

О других праздниках:   Навруз

Несколько иначе, чем сунниты, относятся шииты и к мечети. Для суннитов она маленький дом, где возносится молитва, и только. Для шиита мечеть — нечто вроде клуба.

После молитвы он может проводить здесь помногу часов, пить чай, вести мирские беседы, даже деловые переговоры. В моменты обострения политической ситуации мечети в Иране превращаются в центры идеологической борьбы, политической агитации и пропаганды.

Bookmark the permalink.