Пищевые запреты в мусульманских праздниках

Происхождение запрета на употребление в пищу мяса павших животных (мертвечина) понятно, как и запрещение относительно крови, они объясняются давлением еще доисламских традиций. В древности почти у всех народов было особое отношение к крови: считалось, что она обладает сверхъестественными свойствами, поддерживающими жизнь, ведь обильное кровотечение всегда приводило к смерти живого существа. Отсюда произошла вера в то, что чужая кровь может иметь магическую силу, которая способна нанести вред выпившему ее человеку. Поэтому следовало по возможности избегать прикосновения к чужой крови, тем более употреблять ее в пищу. Даже женщина во время месячных считалась «нечистой».

Древняя вера в магические свойства крови вылилась у исламских народов в целый ряд запретов и ритуальных действий, связанных с убоем животных и приготовлением мясной пищи.

Шариат требует, чтобы при забое животного полностью разрезались четыре большие жилы на шее. После убоя животного, пока еще двигаются его конечности, необходимо держать тушу на весу, чтобы лучше стекала кровь. Птицу обезглавливают, после чего отпускают, чтобы она била крыльями до полного истечения крови.

О других праздниках:   Навруз

Негативное отношение к крови проявляется и в таких, например, запретах шариата: если при приготовлении пищи в нее попала кровь, пища становится нечистой, если во время дойки в молоке оказалась кровь, оно тоже считается нечистым. Шариат предостерегает даже против проглатывания собственной слюны, если в ней кровь из десен.

Строго соблюдается в исламе запрет на употребление в пищу свинины. Рационально мыслящие мусульмане обычно объясняют его тем, что употребление этого мяса, обильного жиром, вредно в жарком климате. Считают также, что свиньи в южных странах больше подвержены опасному для человека заболеванию — трихинеллезу (гельминтоз, вызываемый червем-паразитом). Однако это объяснение опровергается хотя бы тем, что немусульманские жители жарких и даже тропических стран употребляют в пищу свинину без вредных последствий для здоровья. Некоторые исследователи видели в этом запрете пережиток тотемизма, полагая, что свинья некогда была тотемным, священным животным, на которое распространялось племенное табу. Понятие же священного и нечистого близки, как это видно на примере отношения древних к крови. Но фактических доказательств того, что свинья была тотемом у арабов или вообще у семитских народов, нет.

О других праздниках:   Шиитские праздники

Причина гонений на свинину кроется в другом. Кочевники никогда не разводили свиней. Это сугубо «оседлые» домашние животные. Свинья была для них непривычным животным, даже чуждым, связанным с иным — часто враждебным оседлым миром, и запрет на свинину существовал у них до ислама.

Мусульманское табу на свинину касается не только домашних, но и диких свиней. Это создает свои проблемы. В Турции, Сирии, Ираке водятся дикие кабаны. Регулярной охоты на них нет: кабаны, как и домашние свиньи, считаются нечистыми. Расплодившиеся вепри часто наносят большой ущерб посевам и виноградникам. Приходится организовывать на них настоящие охоты. Государство выплачивает за каждого убитого вредителя сельскохозяйственных угодий денежные вознаграждения, а тушу уничтожают. Приглашают для истребления кабанов и охотников из Европы, ибо многие мусульмане просто не желают связываться с этим «грязным» делом.

Отвращение к свинине настолько глубоко впиталось в сознание мусульманина, что даже посуда, если в ней готовилась еда из этого мяса, считается оскверненной, и ее выбрасывают. Табу на свинину приводит иногда к любопытным казусам. Так, Турция и Египет покупают желатин в Австралии. Причина этого в том, что в Европе и Америке желатин делают либо из свиного сырья, либо из коровьего и свиного попеременно, но на одном и том же оборудовании, что для мусульман совершенно неприемлемо. Австралийцы же при варке желатина используют исключительно коровьи шкуры.

О других праздниках:   Доисламские религиозные представления

В исламе есть и, так сказать, «полузапреты» на употребление в пищу мяса некоторых других животных. Так, шариат порицает, но не запрещает полностью есть мясо осла, мула, а также конину. Сходное положение существует в иудаизме.

У некоторых мусульманских народов эти общесемитские предписания соблюдаются строго. Например, арабы, персы, турки не едят конины, не пьют кумыса. Однако те народы, у которых издревле было развито кочевое коневодство, это предписание шариата игнорируют, несмотря на давнее распространение у них ислама. К примеру, татары, казахи, киргизы, башкиры, считают конину одним из лучших видов мясной пищи, а кумыс у них — излюбленный напиток.

Закладка Постоянная ссылка.