Пережитки земледельческих культов в мусульманстве

После арабских завоеваний в границах халифата оказались области древней земледельческой цивилизации, основанной на растениеводстве с искусственным орошением — долина Нила, Месопотамия, оазисы Ирана и Средней Азии. Огромная роль земледелия в жизни населения этих мест отразилась в культах умирающих и воскресающих богов. Хотя эти культы были уничтожены исламом, их пережитки сохранились в календарных обрядах и земледельческих праздниках народов Египта, Турции, Ирана, Афганистана. Так, в Египте в августе отмечают праздник разлива Нила, несущего живительную влагу на поля; весной — праздник благоуханного ветра — на-шамми-н-насим.

Турецкий народный календарь сельскохозяйственных работ — удивительное сочетание греческих и иранских датировок с их арабо-исламскими названиями.

Начало в Турции лета — Хыдрэллез — падает на 6 мая, день св. Георгия у православных, начало зимы — Касым — приходится на 8 ноября, день св. Димитрия. Обе даты восходят через праздники православных греков к земледельческому календарю Малой Азии. Но сами названия Хыдрэллез и Касым — арабо-мусульманские. Первое происходит от имен двух мифических персонажей —

О других праздниках:   Традиции мусульманского застолья

Хызра (Хыдра) и Ильяса, обладающих, как и божества земледельческих культов, бессмертием; Касым означает «делитель» — год делится этой датой пополам: на зимне-весеннюю и летне-осеннюю части.

Кроме того, турки отмечают начало весны — Навруз — 21 марта, день весеннего равноденствия, и начало осени — Михриджан — 23 сентября, день осеннего равноденствия.

Эти даты, как и их названия, связаны с древнеиракскими земледельческими культами. Наврузпраздник весеннего обновления природы, михриджан —

праздник сбора урожая, связанный с поклонением богу Михре.

Закладка Постоянная ссылка.