Отношение ислама к алкоголю

Широко известно, что в исламе существует своеобразный сухой закон: мусульманам запрещено употреблять спиртные напитки.

Ислам и алкоголь — слова арабские. С одной стороны, мусульманская религия, налагающая вето на винопитие, создана арабами, но, с другой стороны, и алкоголь получен впервые тоже арабами. Химическую субстанцию, получившую название «алкоголь», иначе — винный спирт, этиловый спирт, этанол, выделили в чистом виде арабские алхимики.

Для мусульманина считается тяжким грехом не только употребление вина, но даже присутствие при пьяном застолье: возбраняется сидеть у дастархана или за столом, где пьют вино, нельзя при этом есть или пить хотя бы воду и безалкогольные напитки.

Шариат возводит сухой закон в один из основных принципов поведения правоверного мусульманина в быту. Один из хадисов гласит: «Вино — источник грехов. Тот, кто выпил вина, теряет разум. Он не знает Бога, не признает ничьих прав, никого не уважает, даже своих родных и близких, легко совершает дурные поступки. Дух веры и благочестия покидает его, дух мерзости и порочности вселяется в него. Его проклинают Бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитвы не будут услышаны. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык — свисать изо рта, слюна — течь на грудь…»

Почему и как возник в исламе запрет на спиртное? Исторические факты довольно хорошо освящают происхождение этого запрета, его истинные причины и противоречивость отношения ислама к употреблению спиртных напитков.

В те времена, когда Мухаммед только начинал свою проповедь новой религии, т. е. примерно на рубеже VI и VII в., арабам, населявшим тогда в основном внутренние районы Аравийского полуострова, были знакомы и производство, и потребление вина. И сухого закона тогда у них не было. Современники пророка знали финиковое и виноградное вина и не имели запрета на их употребление. Больше того, в описаниях мусульманского рая, который согласно учению Мухаммеда будет наградой праведникам в их загробной жизни, вино присутствует как одна из своеобразных приманок.

О других праздниках:   Другие запреты в мусульманских праздниках

Явное противоречие по отношению к вину в исламе заметил еще Омар Хайям, сочинив по этому поводу ехидное четверостишие:

Говорят, что в раю будут гурии, мед и вино.

Говорят, все услады в раю нам вкусить суждено.

Значит, быть и сегодня с любимой и чашей не грех.

Ведь в итоге к тому же придем все равно.

Известен также такой факт из биографии Мухаммеда. Отец Хадиджи, первой жены пророка, был вначале против ее брака с Мухаммедом. Чтобы добиться согласия на этот брак, Мухаммед напоил своего будущего тестя допьяна.

Однако в проповедях посланника Аллаха имеется и четко выраженное негативное отношение к винопитию: «Вино — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого».

Это предписание, идущее вразрез с обещанием райской реки, полной вина, как своего рода божественного дара, появилось, видимо, позже, когда пьянство среди арабов, принявших в большинстве ислам, стало мешать выполнению ими религиозных обязанностей, в отношении чего пророк был исключительно строгим.

Одна из основных обязанностей мусульманина — намаз, совершаемый пятикратно в течение суток. Он сопровождается целым рядом телодвижении, которые в своей строгой последовательности составляют так называемый ракат. В каждом ракате имеется поясной поклон, вставание на колени, поклон до земли, стоя на коленях, и простирание ниц. Затем нужно встать и повторить зсе сначала, так как молитва должна состоять по меньшей мере из двух ракатов при утреннем намазе, трех — при вечернем и четырех — при ночном. Праздничная и пятничная молитвы, совершаемые, как правило, в мечети, содержат еще больше число ракатов. Ясно, что в состоянии опьянения все эти телодвижения с их четким и отрогим порядком выполнить просто невозможно.

Пьянство мешало исполнять и другую, самую важную в период арабских завоеваний обязанность мусульманина — участие в джихаде, войне против немусульманских народов. Вот эти-то отступления от религиозного долга и вызвали гнев пророка, послужили основной причиной порицания им пьянства.

О других праздниках:   Хыдрэллез (Хыдырлез)

Еще одна причина борьбы пророка за трезвость заключалась в следующем. Хотя арабы и были знакомы с вином — напитком из плодов пальм и лов, все же производство вина в Аравии в больших масштабах не практиковалось. Финики, выращиваемые в оазисах, шли прежде всего в пищу, виноград — на изготовление изюма. Кроме того, сама аравийская почва неблагоприятна для виноградарства. Вино сюда ввозилось из Сирии, Палестины, Ирака виноторговцами, поставлявшими спиртное племенам бедуинов, были христиане и иудеи. Стоило оно очень дорого. Арабы-кочевники нередко лишались имущества из-за пристрастия к вину, пропивая свои стада до последнего верблюда.

Вино, исходившее из рук религиозных противников ислама, представало в глазах сторонников Мухаммеда как продукт нечистый, греховный, запретный. Негативное отношение мусульман к винопитию происходило также из отрицания ими культовой практики иудаизма и христианства, где вино применяется в некоторых обрядах.

Ислам — религия, которая, по учению Мухаммеда, должна была заменить христианство и иудаизм, естественно, рассматривала приверженцев этих вероисповеданий как своих врагов.

Возникает также вопрос о возможности существования генетического иммунитета к алкоголизму, его наличии или отсутствии в определенных человеческих обществах-популяциях, какими могут быть целые этносы. Известно, что в регионах традиционного виноделия, уходящего своими корнями в глубокую древность (Закавказье, Южная Европа), патологическое пьянство распространено гораздо меньше, чем в тех странах, куда вино проникло исторически намного позднее.

Почти все этнические общности, подвергшиеся особо разрушительному воздействию алкоголя, принадлежали к определенным хозяйственно-культурным типам и употребляли преимущественно животную пищу. Они были кочевыми скотоводами (например, скифы), основу питания которых составляет молоко и мясо, либо охотниками (индейцы Северной Америки, жители Крайнего Севера и Сибири), в рационе которых также преобладает животный белок.

Наконец, биологические исследования последнего времени дали результаты, не противоречащие выводам, сделанным на историческом материале. Так, обследование народов и племен, у которых в силу их образа жизни преобладает белковая, мясо-молочная пища, выявило особый биологический процесс, характерный для представителей этих племен, — частичное превращение в человеческом организме избыточных белков, главным образом протеинов, в недостающие углеводы. Оказалось также, что потребление этилового спирта разрушает этот отлаженный в течение веков и каждодневно стимулируемый механизм, так как систематический прием этанола заменяет углеводы, используемых организмом обычно как источник энергии. По калорийности этанол превосходит углеводы почти вдвое, и человеческий организм при регулярном поступлении алкоголя перестраивается на более легкий способ получения энергетического сырья. Последнее же в силу обратной связи приводит ко все более растущему пристрастию человека к вину. Не потому ли у представителей народностей определенного хозяйственно-культурного типа алкоголизм формировался гораздо быстрее и принимал угрожающие масштабы?

О других праздниках:   Азербайджанские праздники

Арабы, завоевавшие ряд стран с развитым виноделием, как раз и были по преимуществу кочевниками-скотоводами, слабо защищенными в генетическом отношении от алкоголизма, и пристрастие к вину среди них приняло опасные формы. В этих условиях угроза, исходящая от «зеленого змия», была весьма реальной. Для борьбы с ней нужны были решительные меры. Вот почему шариат юридически узаконил запрет на потребление вина и ввел уголовное наказание за его нарушения: по шариату пьянство наказывается публичной поркой.

Обычно шиизм считается религией персов, но это не совсем точно. Шиитское религиозно-политическое течение возникло в среде арабов, из Ирака оно широко распространилось по всему арабскому миру, дав начало многочисленным направлениям и сектам шиизма.

В настоящее время запрет на вино строго соблюдается лишь в некоторых мусульманских странах, таких как, например, Саудовская Аравия, Ливия, Иран, Пакистан, где многие юридические нормы основаны на шариате. За употребление, продажу или ввоз в страну спиртных напитков предусмотрены суровые уголовные наказания вплоть до смертной казни. В тех же странах, где процессы секуляризации зашли далеко (Турция, Тунис, Египет, Ирак), этот запрет юридически и практически не действует. Этому способствуют в немалой степени обилие в городах ресторанов, кафе — заведений европейского типа с большим выбором алкогольных напитков: от импортного коньяка, виски, водки до местных вин, арака и раны.

Bookmark the permalink.