Навруз

Празднование Навруза наиболее широко и ярко отмечается в Иране и Афганистане, где согласно официальным календарям, принятым в этих странах, в это время наступает Новый год. Эта дата — 21 марта — и называется Навруз, Ноуруз, дословно «Новый день», так как приходится на весеннее равноденствие, когда день уравнивается в своей продолжительности с ночью, а затем начинает ее обгонять. Весна окончательно вступает в свои права. Приходит пора весенней полевой страды, пора забот и надежд земледельца. Поэтому Навруз — праздник не только нового года, а еще и прихода весны и начала земледельческих работ.

navruz21

Календарь, по которому отправляют все обряды Навруза (этот праздник длится несколько дней), называется солнечным — шамси, или древнеиранским, в котором первые дни всех месяцев соответствуют новолуниям и ежегодно смещаются на 10—11 суток. Лунное летоисчисление не годится для определения сроков сельскохозяйственных работ. Солнечные же календари основаны на периодичности видимых движений солнца, и все их даты привязаны к определенным сезонам, что существенно важно для земледельца, который в своей деятельности должен верно планировать начало тех или иных полевых работ.

13973120474

В Иране месяцы этого календаря сохранили имена божеств и духов древней религии персов — зороастризма: фарвердин, ордибехешин, хордау, тир, мордад, шахривер, мехр, абан, азер, дей, бехмен, эсфанд. В Афганистане месяцы календаря рассчитываются так же, но носят название созвездий зодиака, через который ежегодно проходит видимый с Земли путь Солнца: хамаль (овен), саур (телец), джауза (близнецы), саратан (рак), асау (лев), сумбулис (дева), мезан (весы), акраб (скорпион), каус (стрелец), джадл (козерог), даль (водолей), хут (рыбы).

О других праздниках:   Отношение ислама к алкоголю

Иранский календарь, а также аграрная обрядность, связанная с его датами, окончательно оформились в те времена, когда господствующей религией во многих странах Ближнего и Среднего Востока Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа был зороастризм.

В Иране и Афганистане Навруз — официальный праздник. Первые пять дней и тринадцатый день нового года — нерабочие. Навруз отмечают и во многих других странах, здесь он выступает как народное празднество. Но суть его везде одинакова — это радостная, торжественная встреча весны во всех селах,

кишлаках и городах. Обряды Навруза лишь незначительно варьируются из страны в страну, из области в область. Несколько меняется и произношение его названия: Ноуруз (Иран), Новруз (Афганистан), Невруз (Турция, Иран).

Когда диск Солнца входит в созвездие Овна — это значит, что наступило 1 фарвердина (в Иране), или 1 хамаля (в Афганистане), и праздник начинается. Прежде этот момент определяли мунадгижимы — астрологи-«звездочеты», лица весьма уважаемой на средневековом Востоке профессии. Теперь же он, высчитанный современными астрономами с точностью до минуты, указан в календарях. Кроме того, о нем загодя оповещают по радио и телевидению.

О других праздниках:   Арабская кухня

c51ce410c124a10e0db5e4b97fc2af39

В отличие от нашего Нового года этот праздник встречают при полном свете дня, а не глубокой ночью, но, как и на Западе, праздник семейный. В торжественный момент все члены семьи должны быть дома, сидеть за столом, который накрыт сообразно с принятыми традициями. Помимо кушаний на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются на букву «с»: зелень проросших зерен (сабэн), рута (сэпанд), яблоки (сиб), чеснок (сир), уксус (сэрке), дикая оливка (синджид), тимьян (сатар). Посреди стола лежит большой каравай (сангак), стоят тарелки с крашеными яйцами и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, — все это еще раз подчеркивает земледельческий характер весеннего праздника. Хлеб, зелень, яйцо, заключающее в себе новую жизнь, символизируют плодородие. Крашеные яйца, например, фигурировали и в мартовских ритуалах римлян, позже перешли они в обрядность христианской Пасхи.

В сельской местности в первый день Навруза совершается торжественный обряд прокладки борозды — джуфтбаророн, или кульби-каши. За плуг становится наиболее уважаемый односельчанин — ришсефид, аксакал («седобородый»), яшумян (старец). Он бросает несколько горстей зерна в первую борозду. После этого начинаются полевые работы — пахота, сев, боронование и т. д.

О других праздниках:   Традиции мусульманского застолья

Отдельно празднуется тринадцатый день Навруза. У персов, таджиков, хазарейцев (народ в Афганистане) он называется «Сиздех бедар», что значит «Тринадцать у ворот (дверей)». В этот день горожане собираются в парках, садах, выезжают компаниями за город. Крестьяне выходят в июле на луга, в рощицы. Во время этих своеобразных пикников едят сладости, едят шербет — чтобы год был сладким, счастливым.

Проникнутый любовью к природе, к жизни, дух Навруза противоречит многим мусульманским установлениям. Исламские правители и духовенство в течение столетий пытались искоренить этот праздник, вытравить его традиции из народного сознания или как-то подчинить исламским традициям. Но единственное, чего им удалось добиться, это перенести в солнечный календарь отсчет лет с Хидгиры, то есть переселения Мухаммеда в Медину в 622 г.

Мусульманское духовенство рекомендует, чтобы на праздничном столе Навруза наряду с традиционными праздничными предметами лежал и Коран, хотя он не имеет никакого отношения к обычаям встречи весны, возникшим задолго до ислама

Bookmark the permalink.