Ранние христианские ритуалы у славян

В особую группу обрядов славян выделяются религиозные ритуалы, которые возникли с распространением христианской веры. Они традиционно происходили в стенах церкви и имели строго определенную направленность.
Во время ритуала причащения верующие пробовали вино и хлеб, что являлось символом тела и крови Христа, а во время ритуала миропомазания лоб, глаза, уши и другие части тела верующего мазались особым ароматическим маслом — миром (отсюда, кстати, пошло выражение «одним миром мазаны» ).

Праздничные обряды как некое «развернутое символическое действие» делятся на церковные и народные. И, если сравнить обе эти группы, можно сказать, что в народном обряде в отличие от церковного нет ничего официального, нет строго обязательного порядка в исполнении, потому что народный обряд уходит корнями в саму жизнь, становясь традиционно игровым действом, где всегда допускается некоторая вольность. В большинстве своем обряды напрямую связаны с временами года, с трудовой деятельностью человека и направлены, как уже было упомянуто, на взаимосвязи между космическим естеством и людьми. К тому же для обряда по сравнению с церковным ритуалом характерно использование более сложного воплощения, более объемного сценария, включающего в себя большое количество ступеней, а также большей продолжительности по времени.

О других праздниках:   Календарь

Также обряд использовал песни, хороводы, переодевания, гадания, театрализацию и тому подобные элементы, что для церкви было недопустимо.

После окончания праздника земной мир воспринимался с новой обновленной силой, а сам человек — гораздо более стойким, очищенным и мудрым.

Кроме того, изучая и познавая таким способом мир вокруг себя, наши предки приобретали знания о смене времен года, о зависимости от этого чередования жизненного ритма природы и человека, а также зависимости урожая как основного средства существования от капризов природы, стихийных бедствий. В теории возникновения праздничных обрядов существует мнение о том, что изначально праздники возникли именно как некие земледельческие обряды и ритуалы, помогающие крестьянам обращаться к природе, к ее покровителям с мольбой о защите и помощи.slav6_0

«Календарь русского крестьянина представляет собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни и многое другое. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и обрядами».

Собственно, жизнь земледельца и обусловливалась сезонностью времен года, сроками солнечного календаря, который включал в себя четыре основных момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.

О других праздниках:   Бытовое православие в обрядах и праздниках
Закладка Постоянная ссылка.