Обряды славян

Считается, что древним было свойственно ощущение триединого мира, которое проявлялось во всем многообразии тогдашней жизни: в быту, в творчестве, в празднике и, конечно, в обрядах. Именно для обрядов характерно обращение человека к прошлому, к умершему и в то же время путем постижения настоящего, к будущему. Также нашим предкам было открыто понимание того, что человек — всего лишь частичка космоса, частица огромного чувственного мира, а потому исключительно в союзе с другими, такими же частичками-людьми, можно ощутить гармонию жизни, космоса, это можно сделать посредством проведения обряда. Скорее всего, это мироощущение и дало толчок к развитию в дальнейшем такой национальной русской черты, как привычка сосуществовать вместе как единый космический организм и в праздники, и в будни.

В красивом и спокойном хороводе можно услышать через тонкие чувства спутника жизни.

Исследователи этого вопроса видят проявление этого космического ощущения триединого мира в движении хоровода или пении. Вот, например, как трактуется это действие в книге «Природа славян»: «Двигаясь по кругу-хороводу, они похожи на планеты, вращающиеся вокруг солнца. Идя в правую сторону, чувствовали положительный заряд.
В хороводе равномерно распределяется энергия: слабый находит, сильный делится. Само пение также является целительным актом. Звук «о» и круг дают чувство единения, звук «а» и разведение рук в стороны помогают открыться, звук «у» и устремление рук вверх дают соединение с Правью. Триединый мир присутствует в каждом движении и звуке».

О других праздниках:   Щедривки, овсеневые песни

Развивая подобную мысль, исследователь отмечает попытку связаться с энергией космоса даже в выборе одежды: «Сам силуэт свободный, подобен летящей птице, особенно рукава. Головной убор — олицетворение неба. Узоры на рубахах — стихии мироздания: вода, воздух, огонь и земля. Рисунок хороводов и ритуалов также отображает стихии, животный и растительный мир. Самым сильным и любимым хороводом у россов всегда был хоровод-солнце (хоро — круг)». Если же говорить об используемых в обрядах предметах-символах, то оказывается, что согласно «космической теории» они призваны не только украшать процесс обряда, но и помочь человеку эмоционально настроиться на подобное действо.

AlexeyKorzukhin_GirlyBBQ_1889

Наиболее известные языческие атрибуты славянских праздников заимствовались чаще всего из быта наших предков: хлеб-соль символизировал землю и солнце, полотенце — часть чистого космического пространства либо полосу жизни человека; венок являл собой оберегающий круг, яйцо стало символом постоянного круговорота жизни в природе, а также Вселенной в миниатюре; рождественская колядочная звезда — коловорот солнца. Сезонные праздники требовали масштабных, часто театрализованных действий, в которых участвовала вся деревня, и непременным атрибутом было материальное воплощение какого-либо явления или духа, то есть созданное руками человека чучело. Оно становилось выражением сути зимы, холода, уходящего времени, его сжигали или топили, когда провожали холодное время года. Много разнообразных символов было связано с деревьями.

О других праздниках:   Колядки, колядские песни

Береза символизировала расцвет природы, являясь деревом Лады, дуб почитался как священное дерево Рода (покровителя дома, семьи, родоначальника) и Перуна, ветка считалась ключом к возрождению или к сердцу любимого.

А вот обрядовая каша считалась символом начала и конца, жизни и смерти. И если вспомнить самые популярные языческие праздники и их символы, то блины издавна изображали солнце (Масленица), а всеми любимая елочка древо жизни.

Bookmark the permalink.