Обряды и праздники у древних греков и римлян

Традиционно у греков и римлян в конце осени и начале лета проводился целый ряд разнообразных праздников. Вот какой календарь праздников приводится обычно в подтверждение этих традиций:

  1. от 24 ноября до 17 декабря — Брумалии (в честь бога Диониса);
  2. от 17 декабря до 23 декабря — Сатурналии (в честь бога Сатурна);
  3. от 23 декабря до 1 января — Воты;
  4. от 1 января до 5 января — январские Календы (славянские Колядки).
Сатурналии

Сатурналии

Естественно, что все эти праздники у греков и римлян проводились с помощью разнообразных обрядов и игр, выражающих характер божества, которому они посвящались. Например, во время проведения Брумалий существовал обычай переодеваться, рядиться, маскироваться, а во время Сатурналий традиционным времяпрепровождением стали гладиаторские бои и пышные пиршества. Кроме того, для этого праздника также характерен обряд заклания поросенка. В праздник же Воты древними греками возносились молитвы богам, а также давались разнообразные, обеты. Для празднования январских Календ считалось непременным проявление необычайного веселья, что по поверьям должно было гарантированно принести в наступающем году веселую безоблачную жизнь. Оттуда же пошла традиция ходить по домам с песнями и танцами накануне первого дня Календ, приветствуя и восхваляя добрых хозяев и получая за это подарки. Этим занималась молодежь, но в первый день наступившего праздника с этой целью ходили уже дети. Помимо этого древние римляне и греки накануне первого числа Календ занимались традиционными гаданиями. И так же, как в нашей стране, несмотря на жесткие запреты церкви, названные обряды продолжали открыто существовать в Римской империй и после официального признания христианства в качестве господствующей религии, не обращая особого внимания на то, что празднества Брумалии и Сатурналии падали на период, когда вся христианская церковь соблюдала пост. Правда, с течением времени соблюдение поста все-таки поставило перед необходимостью перенести празднование Брумалий, Сатурналий и Вот поближе к январским Календам. Так, в VI в. Юстиниан наложил запрет на празднование Брумалий, Сатурналий и Вот, зато во избежание негативной реакции народа решено было расширить празднование Календ — с 25 декабря по 5 января. И с того самого момента на празднование январских Календ были перенесены традиционные обряды и обычаи отмененных праздников. Историки считают, что именно тогда, еще в эпоху греко-римского мира, из слияния языческих и христианских традиций и обрядов получился новый христианский праздник Святки.

О других праздниках:   Подблюдные и игорные песни

В весенний период, ближе к маю, древние язычники справляли другой праздник, имевший название Розарии, что, возможно, произошло от обычая украшать свои жилища зеленью, а на голову надевать венки из роз. Характерной особенностью этого торжества становились традиционные поминки по умершим.

Считается, что с принятием христианской религии праздник Розарии был приурочен к Троицыну дню.
В этом празднике произошло объединение традиций греко-римского язычества с новыми христианскими традициями. Позднее, когда христианство перешло на русскую почву, греко-римские языческо-христианские традиции нашли свое отражение и развитие в чисто русских языческих традициях. И теперь, безусловно, огромных трудов стоит возможность вычленить исконно русские или исконно греческие языческие традиции и обряды из того гармоничного единения религиозных и национальных наслоений, которые царят на нашей земле.

Bookmark the permalink.