Колядки, колядские песни

Колядскими именовались песни, в которых воспевался Коляда (славянский мифологический персонаж, связанный с весенним циклом плодородия). Их традиционно исполняла молодежь, ходившая колядовать по состоятельным домам накануне Рождества, получая от хороших хозяев подарки. Вообще же колядские песни традиционно делят еще на две подгруппы. В первую входят песни с признаками сохранившихся языческих элементов, во вторую ж. с признаками христианских. Однако в обеих подгруппах присутствует элемент «величания» хозяев. В языческих песнях, как правило, речь идет о приходе Коляды в канун Рождества, о долгих поисках Коляды и о том, как его все-таки отыскали на «господиновом дворе, на семи верстах, на восьми столбах, в котором три терема златоверхие огорожены железным тыном, ворота медные, а подворотня — дорог рыбий зуб». Причем изображение подобной ограды имеет свой магический смысл — она должна защитить от злых духов и разной нечисти.

Образная картина «господинова двора» с железным тыном служила не только ярким художественным образом, но и имела чисто прагматический смысл — заговора против злых сил»!

Колядки нередко украшались ритмическим припевом «Ой, Коляда, Коляда!». К этой же подгруппе относились колядки аграрного характера. Например, в одной из песен «поющие приглашают хозяина встать и посмотреть, как Господь ходит по двору и приготовляет плуги и волов; далее поется О том, что Господь приготовляет коней, ходит на току, кладет снопы в три ряда, пшеницу в четыре, устраивает пчеловодство и готовит пиво; в заключение величаются хозяева дома». Исследователи считают, что упоминаемый в подобных песнях Господь представляет собой обновленный перелицованный образ Даждь-бога. Вторая подгруппа колядских песен включала в себя совсем иное новое легендарно-христианское содержание, источником которого становились православные праздники Рождества Христова или Крещения; Так, например, одна из колядок повествует о том, как «Пречистая Дева купала на реке Иордани своего сына, как явились туда три царя с тремя дарами: из них один царь назван св. Петром, а другой св. Рождеством». Другая колядка на ту же тему добавляет, что «один из царей принес в дар дорогой цветок, который и есть святое Рождество». Однако, несмотря на христианское содержание, колядка все равно заканчивалась величанием хозяев.

О других праздниках:   Христианско-языческая символика праздника
Закладка Постоянная ссылка.