Христианско-языческая символика праздника

Например, современный православный обряд крещения совершается не только в стенах церкви, но и на природе, сопровождаясь омовением в проруби.

Конечно, Иисуса крестили в воде, но в той местности, где это происходило (река Иордан), климат был куда более теплым, и уж суровые русские зимы меньше всего располагают к сохранению этой стороны ритуала крещения, если бы подобное не было в обряде языческого очищения.

Безусловно, особое место в обряде принадлежит слову. Это разнообразные ритуальные тексты, бытующие в виде заговоров, закличек, обращений, плача: «Покров-батюшка покрой землю снежком, а меня, молодую, женишком»; «Жавороночки, прилетите, Весну красну принесите!». Наши предки верили, что, произнося имя какого-либо природного явления, предмета, существа, человек взаимодействует с этим явлением и даже получает над ним некое господство.
Именно слово, дополненное музыкой, движениями да еще массовым участием всех близких и родных, давало почувствовать эту силу, эту власть.

С течением времени сформировалась полноценная система неких обрядовых действий, которая включает в себя исполнение песен, пляски, звучание музыкальных и шумовых инструментов и т. п.

Некоторые исследователи традиционных обрядов, учитывая тот факт, что «древнерусские празднества, сохранившиеся до сих пор, произошли из слияния чисто русских празднеств языческой эпохи с празднествами христианскими», выделяют следующие русские языческие празднества: обряды в честь Даждь-бога (бога солнца), в честь Волоса (Велеса, бога — покровителя скота) и в честь Перуна (бога грома и молнии).

О других праздниках:   Бытовое православие в обрядах и праздниках

Наибольшее распространение и популярность имели праздники в честь Даждь-бога как верховного бога славянской мифологии. Именно с ним и с его деятельностью связана некая годовая периодичность. В летний период бог солнца проявляет необычайную силу света и тепла, что совпадает с возможностью вырастить хороший урожай; с приходом зимы он испытывает исключительный спад своих магических сил, когда вся природа будто застывает.

Необразованный древнеславянский язычник пытался объяснить смену времен года понятным себе образом, то есть, предполагая, что высшие существа испытывают те же эмоции, что и простые смертные. У Даждь-бога, бога света и тепла, был враг — Морана, царица смерти, зимы и холода. Когда-то Даждь-бог круглый год дарил людям тепло и солнце, но злая старуха Морана обхитрила могучего бога, и воцарился на земле вечный холод. Даждь-бог сумел вернуться, но прежней силы у него уже не было, и потому каждую осень он теряет способность греть землю, нуждаясь в отдыхе, который заканчивается весной и неохотным уходом Мораны, чучело которой символически сжигали в каждой деревне, чтобы скорее прогнать злую зиму. Важными точками этой борьбы становились в представлении древнеславянских язычников две даты: день зимнего солнцестояния, приходившийся на 12 декабря, и день летнего солнцестояния, приходившийся на 9 июня, символизировавший собой поворот солнца на зиму, когда солнечная энергия, достигнув высшей ступени своего развития, постепенно начинала иссякать, а природа испытывала период временного умирания. Эти два момента годового круговорота воспринимались в языческой мифологии как момент рождения Даждь-бога и момент его смерти. А уже вокруг этих моментов сформировался ряд праздников с определенными обрядами, заклинаниями, играми и песнями.

О других праздниках:   Весенние праздники славян
Bookmark the permalink.