Формирование календаря народных праздников древней Руси

Под воздействием христианства и древних греко-римских традиций в сочетании с праздниками языческих племен, сформировался календарь народных праздников древней Руси:

  • Коляда,
  • Святки и Васильев вечер;
  • Масленица;
  • встреча весны;
  • Великий четверг,
  • Светлое воскресение, Фомина неделя;
  • Красная горка, Радуница, Егорьев лень;
  • Русальная неделя, Семик и Троица;
  • Купала, Ярила, Кострома;
  • праздники жатвы.

Согласно историческим фактам празднование дня зимнего солнцеворота, или Коляды было приурочено к Святкам, которые традиционно продолжаются в период с 24 декабря по 6 января.

Само слово «коляда» трактуется по-разному. Так, одни исследователи считают, оно служит производным от слова «коло», что значит «колесо», а, следовательно опосредованно имеет генетическую связь с формой солнца. Другие же видят корень в слове «колода», что должно наталкивать на мысль о зажженном пне как символе солнечного света. Третьи предполагают, что слово «коляда» произошло от сочетания слов «кол» и «ед», что значит «кругом едущий». Также некоторые исследователи находят взаимосвязь в сочетании слов «кол» и «еда», что должно пить «круговое угощение». Как видно, все эти толкования подразумевают наличия в трактовке слова «коляда» понятия солнца.
В русской традиции Святки праздновались с использованием разнообразных обрядов, игр и гаданий, непременно включающих два основополагающих момента: похороны зимы и рождение солнца. Наиболее значимым и популярным обрядом был обряд ряженья, или маскирования. Традиционно для этого обряда, использовались различные образы зверей, что должно было символизировать противоестественное состояние зимнего солнца.

Красочные доказательства популярности этого обряда и сейчас можно найти на фресках Киевского Софийского собора, которые изображают святочных игрецов в звериных шкурах и в масках с рогами на голове.

Не последнюю роль в ряду святочных обрядов занимали так называемые аграрные обряды, направленные на заклинание хорошего урожая в будущем году. Так, например, в одних селениях в канун Рождества было принято возить плуг, который является в данной ситуации символом плодородия, в других местах тот же плуг вносили в избу и ставили его рукоятку на стол, также пытаясь заклинать богатый урожайный год. Естественно, что этим обрядам также соответствовали свои особенные гадания и песни.

О других праздниках:   Бытовое православие в обрядах и праздниках

Мало того, в теории русского фольклора такие песни делятся на три группы: колядские песни, или попросту колядки, овсеневые песни, или щедривки, и также подблюдные и игорные песни, объединенные в одну группу.

Bookmark the permalink.