День летнего солнцестояния

Основным летним праздником был день летнего солнцестояния, «когда солнце высшей степени напряжения своих сил, когда его постепенно развивающаяся любовь к матери сырой земле завершается браком и оно придает воде, растениям особые чудесные целительные свойства». Так же, как Коляда, праздник летнего солнцестояния символизирует собой два неравнозначных смысла: обожествление высших сил природы вообще и похороны лета в частности. Истоки этого праздника встречаются еще во времена греко-римской эпохи.

День летнего солнцестояния

День летнего солнцестояния

Впоследствии праздник летнего солнцестояния был заменен христианским Рождества Иоанна Крестителя. В образ Иоанна Крестителя также были привнесены черты языческого Даждь-бога, а христианское крещение приравнивались к языческому обряду очищения водой. Такие обряды до сих пор соблюдаются в Белоруссии и Малороссии. Смысл этого действия заключается в том, чтобы защитить себя и свое хозяйство (в частности, скот) от воздействия темных сил природы. Также в этот день традиционно скатывали с горы зажженное колесо, что должно было показать момент поворота солнца к зиме. Еще этом обрядовом действии фигурировало чучело из соломы, которое нужно было непременно сжечь, утопить или похоронить. В некоторых местах для этой цели использовали целых два чучела, при этом одно символизировало женщину и называлось Купалой, Мариной, Мареной, а другое изображало мужчину и называлось Ярилом, Костромой, Кострубонькой.
Следом за Купалой отмечался праздник Ярилы, название которого происходило от слова «яр» в значении «свет, жар, пыл», что выводило также на образ бога солнца. Праздник посвящен похоронам Ярилы и приурочивался, как правило, к первому воскресенью после Петрова дня, что через неделю после Троицы. Обряд похорон также проходил с использованием чучела Ярилы, а иногда эту роль исполнял кто-то из присутствующих. Оба вышеназванных праздника традиционно заканчивались свободным сближением полов, что являлось остатком древних межполовых отношений эпохи матриархата. А вот обряд купания служил своеобразным благословением вступающих в брак. Такие обряды нередко сопровождались песнями. Так, при сжигании чучела на костре звучали следующие слова: «Купала на Ивана! Где Купала ночевала? Купала на Ивана ночевала у Ивана». Подобные слова пелись и при потоплении чучела: «Купала на Ивана! Купався Иван, та в воду упав. Купала на Ивана!».

О других праздниках:   Масленица
Закладка Постоянная ссылка.